2021 -2022 учебный год
МАОУ «Лицей №159» принимает участие в региональном проекте «Сеть специализированных классов» с 2010 года. Именно в это время появился первый специализированный класс для одаренных детей в области математики. Он был создан с целью обеспечения условий для выявления и поддержки одаренных детей. В 2013 году был впервые открыт специализированный класс инженерно-технологического направления.
В 2020-2021 учебном году в МАОУ «Лицей №159» действуют 5 специализированных классов:
- 7И, 8А, 9Г, 10Б, 11А — специализированные классы инженерно-технологического направления.
В лицее создана и совершенствуется современная образовательная среда, способствующая развитию инженерного мышления, стимулирующая школьников к научно-техническому творчеству, мотивирующая выпускников к выбору инженерно-технических профессий. В специализированных классах осуществляется реализация подходов к развитию инженерного образования в соответствии с компетенциями WorldSkills юниоры и концепциями НТИ, направленных на обеспечение инновационной российской экономики будущего инженерными кадрами.
В работе со специализированными классами реализованы следующие методологические подходы:
- в систему внеурочной деятельности включены курсы в соответствии с компетенциями WorldSkills юниоры;
- в рамках проекта организовано взаимодействие со СГУПС, кафедрой электронных приборов НГТУ, учебным центром «Детская железная дорога»;
- разработана Матрица НТИ для лицея, которая нацелена на развитие метапредметных компетенций учащихся, — она апробируется в классах инженерного направления;
- разработан модульный подход к преподаванию курса «Технология»;
- усилена роль проектно-исследовательской деятельности за счет внедрения модуля «Проектная деятельность» в преподавании предмета «Технология», а также во внеурочной деятельности учащихся;
- обеспечена интеграция в систему общего образования лицея системы дополнительного инженерного образования.
Распределение количества часов, отведенных на спецкурсы.
Профессорско-преподавательский состав.
Название курса | Количество часов | Место проведения | Преподаватель |
«Инженерная графика» | 2 часа | СГУПС | Жидкова Е.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Инженерная графика», СГУПС; Щербакова О. В., доцент, кандидат технических наук, преподаватель СГУПС; Яньшина И. В., старший преподаватель кафедры «Инженерная графика» СГУПС |
«Инженерная графика» | 1 час | На базе лицея | Грушев А.П., студент НГТУ |
«Экономика и введение в технопредпринимательство» | 1 час | На базе лицея | Нагельман Т.С., учитель географии и экономики высшей квалификационной категории |
«Основы робототехники» | 1 час | На базе лицея | Омельченко М.М., учитель информатики высшей квалификационной категории |
«3D моделирование Компетенция World Skills» | 1 час | На базе лицея | Каменев Роман Владимирович, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем и цифрового образования, Директор ИФМИТО |
«Основы программирования, язык С++» | 1 час | На базе лицея | Дубровский П.П., инженер-конструктор, педагог дополнительного образования |
«В инженеры с ДЖД» | 2 часа | ДЖД | Курленя Н.Б., старший инструктор |
Проектная деятельность | 1 час | НГУ | Бондаренко М.А., магистр прикладной математики и информатики |
* «Решение прикладных технических задач по физике» | 1 час | На базе лицея | Фролов Д.В. преподаватель МБОУ ДОП г. Новосибирск «Центр развития творчества детей и юношества «Заельцевский» |
«Нестандартные задачи по математике» | 1 час | На базе лицея | Храмцов Д.Г., кандидат физико-математических наук, НГУ |
«Решение прикладных задач»
| 1 час | На базе лицея | Денк И.Э., учитель физики высшей квалификационной категории |
Индивидуальная работа | На базе лицея | учителя-предметники | |
Секция «Здоровье+» | 1 час | Тренажерный зал | Биллингер И.Ю. учитель физической культуры |
«Логоритмика» | 1 час | На базе лицея | Кладова И.С., учитель-логопед |
«Решение исследовательских задач по геометрии» | 1 час | На базе лицея | МуравьеваА.П. учитель математики высшей квалификационной категории. |
«Универсальные учебные компетенции Soft Skills» | 1 час | На базе лицея | Сысенко С.Н. педагог-психолог. |
«Основы электроники Компетенция World Skills» | 1 час | На базе лицея | Берг Я.А., магистрант кафедры электронных приборов НГТУ |
«Работа на токарных и фрезерных станках UNIMATE Деревообработка, металлообработка Компетенция World Skills» | 1 час | На базе лицея | Дубровский П.П., инженер-конструктор, педагог дополнительного образования |
«Изготовление прототипов Компетенция World Skills» | 1 час | На базе лицея | Ржевина Н.В., учитель физики и информатики высшей квалификационной категории |
*«Web – дизайн
Компетенция World Skills» | 1 час | На базе лицея | Зоркин А., студент ТПУ |
«Конструирование Cuboro Компетенция World Skills» | 1 час | На базе лицея | Зорина Ж.Г., заместитель директора по учебно – воспитательной работе, учитель высшей квалификационной категории |
Курс лекций «Ядерная физика» | 1 час | На базе лицея | Спицын Р.И., аспирант института ядерной физики |
*«Технология беспроводной связи» профиль олимпиады КД НТИ | 1 час | на базе лицея | Юпашевский А.В., аспирант кафедры электронных приборов НГТУ |
*Спецкурс «Культурология» | 1 час | на базе лицея | Заворотоа Анна Владимировна, учитель изобразительного искусства учитель изобразительного искусства |
Педагогами лицея успешно апробированы и ведутся спецкурсы:
«Робототехника», «Основы 3D-моделирования», «Основы Flash-анимации», «Математическая логика», «Основы ЛОГО-программирования», «Прототипирование», «Конструирование Cuboro», «Электроника», «Фрезерные и токарные работы на станках с ЧПУ». В с 2019 учебном году введены спецкурсы для обучающихся 6 классов «Инженерная графика», для 7–8 классов «Технопредпринимательство», курс лекций НГУ «Основы ядерной физики», в 2020-2021 учебном году введен курс «Web-дизайн»» для формирования профессионального самоопределения и подготовки обучающихся лицея к участию в WordSkills Russia, «Технология беспроводной связи» — курс направленный на подготовку к участию обучающихся в олимпиаде КД НТИ, введен курс для 6 – 8 классов «Решение прикладных технических задач по физике», направленный на пропедевтику технологического образования.
Результаты работы за 2020 — 2021 год
На протяжении 2010-2021 гг. обучающиеся специализированных классов демонстрировали высокий уровень мотивации, значительные достижения в учебной и внеурочной деятельности, активно занимались исследовательской, проектной деятельностью. За данный период педагогами лицея накоплен опыт, позволяющий на качественно новом уровне реализовывать самые современные подходы к развитию общей и инженерной одаренности.
Опыт работы МБОУ «Лицей №159» с одаренными детьми обобщен в публикациях, неоднократно транслировался на окружных, муниципальных, региональных, всероссийских, международных семинарах, конференциях, форумах.
МБОУ «Лицей № 159» является городской опорной площадкой по внедрению инновационной модели по реализации Концепции развития математического образования (Приказ ГУО мэрии № 581-од от 31.05.2016), городской инновационной площадкой в рамках проекта «Технологическое образование школьников через новый формат уроков технологии». Директор МБОУ «Лицей №159» — Татьяна Вячеславовна Горбачева является членом городского экспертного совета по развитию инновационной деятельности. Педагоги лицея являются руководителями предметных методических объединений Центрального округа города Новосибирска, в ходят в Муниципальное методическое объединение по цифровизации образования, курируя данное направление в образовательных организациях Центрального округа. Данные обстоятельства способствуют интенсификации работы всего педагогического коллектива лицея по освоению и внедрению инновационных технологий с целью выявления и развития одаренности обучающихся.
Результаты ГИА обучающихся выпускников 9, 11-х специализированных классов
Высокий уровень обученности чаще всего определяется показателями качественной успеваемости. Средний показатель качественной успеваемости специализированных классов в лицее стабильно превышает 70%. Показатели качественной успеваемости специализированных 8Г, 9Б, 10А, 11А, 11Б классов превышают 85%.
Также показателем высокого уровня обученности является результат сдачи ЕГЭ и ОГЭ.
Анализ итоговой аттестации по математике и физике в специализированных классах 2014-2020 гг. показал стабильно высокий результат:
Предмет | Год | Количество | Средний балл |
Математика | 2014 | 21 | 64 |
2015 | 26 | 66 | |
2016 | 21 | 68 | |
2017 | 24 | 74 | |
2018 | 24 | 74,5 | |
2019 | 22 | 74 | |
2020 | 26 | 74 |
Средний балл, полученный выпускниками лицея при прохождении Государственной итоговой аттестации по информатике – 5,0.
В 2016 году 2 обучающихся лицея набрали 100 баллов на ЕГЭ по математике, в 2017 году 42% обучающихся получили 80 баллов и выше, один из них – 99 баллов, один – 100 баллов по русскому языку, в 2018 году два обучающихся получили соответственно 90 и 98 баллов, в 2019 году три обучающихся – 96, 96, 98 баллов соответственно, в 2020 году двое обучающихся получили по 90 баллов.
В 2018 году по результатам ЕГЭ по математике (профильный уровень) в сводном рейтинге НИМРО обучающиеся специализированного 11б класса получили I место.
Предмет | Год | Количество | Средний балл |
Физика | 2014 | 15 | 59,5 |
2015 | 20 | 64,4 | |
2016 | 16 | 62,3 | |
2017 | 18 | 74,4 | |
2018 | 23 | 69,3 | |
2019 | 13 | 82 | |
2020 | 15 | 66 |
По результатам мониторинга специализированных классов общеобразовательных организаций Новосибирской области в 2019 были установлены границы «высоких» результатов ОГЭ и ЕГЭ и «низких результатов» на региональном уровне, анализ показывает, что результаты выпускников специализированных классов в основном попадает в кластер либо выше «высоких результатов», либо близко к нему, по НСО.
Предмет | Разброс тестовых баллов свидетельствующих о «низком результате» (по региону) | Результаты ЕГЭ, обучающихся специализированного класса МБОУ «Лицей №159» | Минимальный тестовый балл «высокого результата» (по региону) |
Русский язык | 36 — 38 | 77,7 | 73 |
Математика (профиль) | 27-33 | 74 | 68 |
Информатика | 40 — 44 | 76,5 | 84 |
Физика | 36 – 39 | 82 | 62 |
В 2019, 2020 годах по результатам НИМРО активность выбора предмета математики на профильном уровне составила 100%(2019);96%(2020), при этом 87% (2019) и 85% (2020) выпускников сдали математику профильного уровня с высоким результатом.
Характеристика результатов ЕГЭ инженерно – технологического класса
Предмет | Активность выбора | Коэффициент вариации (однородности) | Доля выпускников, сдавший предмет на ТБ2 и более баллов | Доля выпускников, набравших по трем предметам не менее 210 баллов |
Профильная математика (2019) | 100% | 0,20 | 86,36% | 72,7 % |
Информатика (2019) | 27,3% | 0,12 | 23,3% | |
Физика (2019) | 59,1% | 0,18 | 31,8% | |
Профильная математика (2020) | 100% | 0,17 | 84,61% | 48% |
Информатика (2020) | 26,9% | 0,11 | 11,5% | |
Физика (2020) | 57,6% | 0,19 | 34,5% |
По результатам вступительных экзаменов 100% выпускников 2019 и 96% выпускников 2020 года поступили в ВУЗ.
Таким образом, результаты ЕГЭ по математике значительно превышают средний балл, как по РФ, так и по НСО, при этом наблюдается положительная динамика. По физике результаты стабильно выше среднего по НСО и по РФ.
Результаты ОГЭ в классах инженерно-технологического направления —
9Б (2016 г.), 9А (2017 г.) и 9А (2018 г.), 9Б (2019 г.) — также отражают высокий уровень обученности обучающихся:
Предмет | Год | Средний балл | Качество |
математика | 2016 | 25,8 | 100% |
физика | 2016 | 29,3 | 100% |
математика | 2017 | 26,2 | 100% |
физика | 2017 | 27,8 | 96% |
математика | 2018 | 27 | 100% |
физика | 2018 | 26,9 | 96% |
математика | 2019 | 29,1 | 100% |
физика | 2019 | 26, 4 | 96% |
Предмет | Разброс тестовых баллов свидетельствующих о «низком результате» (по региону) | Результаты ОГЭ, обучающихся специализированного класса МБОУ «Лицей №159» | Минимальный тестовый балл «высокого результата» (по региону) |
Русский язык | 15 — 19 | 35 | 37 |
Математика | 8 – 11 | 29,1 | 28 |
Информатика | 5 – 8 | 19 | 20 |
Физика | 10 — 14 | 26,4 | 36 |
По итогам комплексной диагностики успешности деятельности специализированных классов МБОУ «Лицей № 159» в 2019 занял 8-е место из 74-х специализированных классов НСО.
Активность выбора профильного предмета информатики
| Доля выпускников сдавших математику на высоком уровне | Доля выпускников сдавших профильный предмет информатика на высоком уровне | Доля выпускников сдавших три предмета на 5 |
50% | 86% | 80% | 42% |
Важным фактором оценки деятельности специализированных классов являются результаты независимой экспертизы оценки функциональной грамотности по модели PISA.
В октябре 2020 года обучающиеся лицея достигшие 15 лет участвовали в оценки образовательных достижений PISA, 48% принявших участие обучающиеся специализированного класса. В результате исследования были оценены знания и навыки в области чтения, математики, естественно-научных дисциплин. Кроме того, проанализировано отношение к учебе, способность воспроизвести полученные знания, творчески применять их в новых контекстах.
Результаты исследования представленные в таблице показывают высокие результаты сформированности читательской, математической, естественно-научной грамотности, актуальность для учащихся получаемых знаний.
Обучающиеся специализированных классов результативно участвуют в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях по разнообразным направлениям. Тем не менее, особенно успешно они представляют свои достижения в рамках мероприятий, соответствующих инженерно-технологическому направлению. Обучающиеся лицея традиционно успешны в городских молодёжных соревнованиях по робототехнике, в РобоФест, WordSkills, олимпиаде КД НТИ.
Кроме того, ежегодно обучающиеся лицея принимают участие в мероприятиях инженерно-технологического направления, в том числе:
- во Всероссийском конкурсе проектов технического творчества среди школьников «Rukami»;
- в городских профильных сменах (математические смены, смены по 3d моделированию), организованных Региональным центром выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Альтаир»;
- во всероссийских профильных сменах (смены по подготовке к предметным олимпиадам), организованных Всероссийским образовательным центром «Сириус», «Океан»;
- во Всероссийскомчемпионате по интеллектуальным играм «Матрица»;
- в интеллектуальных соревнованиях «Турнир юных физиков» — состязании обучающихся учреждений, требующем от участников умения решать физические задачи и защищать своё решение;
- в соревнованиях «Профстар Юниоры»;
- в Открытых региональных соревнованиях школьников по электронике SumOm;
- в открытой городской олимпиаде по черчению.
Информация о количестве участников, победителей и призеров конкурсных мероприятий
Название конкурса, мероприятия | Количество участников | Количество призеров/ победителей/лауреатов |
Международная олимпиада для школьников Skolkovo Junior Challenge 2021 (три этапа) | 12 | 3 (финал) |
Объединённая международная олимпиада «Формула Единства» / «Третье тысячелетие» | 4 | 2 |
Международная научно-практическая конференция школьников «Наука настоящего и будущего» в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» | 7 | 3 |
59 Международная научная студенческая конференция МНСК – 2021 | 3 | 3 |
Международная научно-практическая конференция «От школьного проекта – к профессиональной карьере», г. Саратов | 3 | 1 |
Всероссийский XLIII Турнир имени М.В. Ломоносова | 19 | |
III Всероссийская научно-практическая конференция школьников и студентов «Молодой ученый» | 1 | 1 |
Всероссийский конкурс для школьников и студентов «Идеи преображающие города» | 2 | 2 |
Всероссийская акция Министерства просвещения РФ «Мастер в классе» по предмету «Технология» | 5 | 2 |
Отборочный этап всероссийских соревнований Робофест-2021 (более 500 команд) | 4 | 4 |
Всероссийские соревнования Робофест — 2021 | 4 | |
Всероссийский турнир юных физиков | 1 | 1 |
Всероссийская олимпиада по нанотехнологиям «Нанотехнологии – прорыв в будущее!» | 8 | |
Всероссийская олимпиада Дж. Максвелла | 3 | 3 |
Всероссийский фестиваль информационных технологий IT – Fest Трек «Художественное «3 Протокол D-моделирование» | 4 | 1 |
Всероссийский конкурс научно-технических проектов «Большие вызовы» | 1 | 1 |
Всесибирская олимпиада школьников | 20 | 14/4 |
Всероссийская олимпиада по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг | 12 | 1 |
Всероссийский открытый конкурс школьников «Наследники Юрия Гагарина» – 2021 посвященного 60-летию первого полета человека в космос Всероссийский открытый конкурс школьников «Наследники Юрия Гагарина» – 2021 посвященного 60-летию первого полета человека в космос | 1 | 1 |
Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» | 6 | |
Олимпиады для школьников Университета ИТМО (физика) | 2 | 2 |
Межрегиональный чемпионат по конструированию Cuboro «Решение и стратегии» | 6 | 6 |
Региональный чемпионат по конструированию Cuboro | 6 | 6 |
Региональный хакатон по реверсивному инжинирингу «3DIMENSIONAL» | 3 | |
Региональные соревнования по электронике SumOm | 3 | |
Региональный фестиваль Rukami | 4 | 1 |
Региональный отборочный этап на международный «Балтийский форум» | 7 | 2 |
Олимпиада ФИЗТЕХ | 8 | 1 |
Открытая межвузовская олимпиада школьников СФО «Будущее Сибири» (физика) | 21 | 9/2 |
XIV Новосибирская региональная открытая устная олимпиада по математике | 8 | 2 |
Открытая региональная межвузовская олимпиада школьников | 3 | 1 |
Сибирский турнир юных физиков | 2 | 2 |
Московский турнир юных физиков | 2 | 2 |
Сибирская межрегиональная олимпиада по черчению и компьютерной графике | 4 | 1 |
XVII лично-командное первенство Новосибирской области по математике среди 9–11 классов | 6 | 6 |
Открытая городская олимпиада по черчению и 3D моделированию | 6 | 2 |
Научно-практическая конференция учащихся НОУ «Сибирь» | 8 | 2 |
Городская научно-практическая конференция, СИБСТРИН | 2 | 2 |
Олимпиада ддя студентов и школьников по инженерной графики СИБСТРИН | 9 | 1 |
VI научно-практическая конференция: «Форсайт образования: территория технологических инициатив», МАОУ «Лицей №176» | 2 | 2 |
Городские математические соревнования «Математическое домино», НГПУ | 4 | 4 |
IX городской конкурс творческих проектов | 2 | 2 |
Региональная математические бои «Совенок» | 12 | 4 |
Rukami | 2 | 1 |
Обучающиеся лицея систематически принимают участие в олимпиадах и конкурсах профильного направления, показывая высокие результаты:
- Буда Мария, 10 класс – 1 место во Всероссийском турнире юных физиков;
- Коптилин Ратибор, 7 класс – победитель заключительного этапа олимпиады Дж. Максвелла, призер заключительного этапа олимпиады Эйлера;
- Чернов Никита, 11 класс – победитель заключительного этапа Всесибирской олимпиады школьников по физике с максимальным результатом (50/50);
- Волков Кирилл, 10 класс — победитель заключительного этапа Всесибирской олимпиады школьников по математике с максимальным результатом (35/35);
- Репняков Александр, 10 класс – призер заключительного этапа ВсОШ по английскому языку;
в 2017 — 2018 и 2018 — 2019 учебные года.
2016 -2017
Мероприятия по профориентации в специализированных классах
Деятельность учащихся специализированных класс
учебный год
Пояснительная записка к учебному плану 10-11 классов МБОУ «Лицей №159» на 2016/2017 учебный год
Учебный план 8 класса «А» специализированного инженерного класса на 2016/2017 учебный год
Учебный план 10б (11б) специализированного инженерного класса МБОУ «Лицей №159» на 2016-2018 уч. год
Образовательная программа специализированного инженерного класса МБОУ «Лицей №159
Рабочая программа по предмету «Математика» для 5-9 классов ФК ГОС
Рабочая программа по предмету «Математика» для 10-11 классов ФК ГОС
Рабочая программа по предмету «ФИЗИКА» для 10 — 11 классов (ФК ГОС)
Рабочая программа спецкурса по физике 9 класса «Методы и приемы решения задач по физике»
Рабочая программа спецкурса «3D-моделирование в графическом пакете Sketchup»
Рабочая программа спецкурса «Математическая логика»
Рабочая программа спецкурса «Робототехника»
Рабочая программа спецкурса по математике «От простого к сложному»
Мероприятия по профориентации в специализированных классах
Деятельность учащихся специализированных классов
2015 -2016 учебный год
Достижения учащихся специализированных классов в 2015-2016 учебном годы
- Положение о порядке конкурсного отбора обучающихся в специализированные классы общеобразовательных учреждений Новосибирской области по физике, химии и математике
- Портфолио индивидуальных образовательных достижений
- Конкурсный отбор общеобразовательных учреждений
- Приказ «Об итогах конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, готовых внедрять проекты создания специализированных классов для обучения одаренных детей математического и естественнонаучного направлений в НСО»
- Положение о ЛЭиР
- Положение о специализированном классе
- Мониторинг
- График повышения квалификации
- Карта ответственности по специализированным классам
- Программа психологического сопровождения (10-11)
- Психологическое сопровождение (5-9)
- Годовой план мероприятий на 2014-2015 уч. год
- Наши достижения 2010-2011 год
- Наши достижения 2011-2012 год
- Наши достижения 2012-2013
- Достижения учащихся 2013-2014
- Достижения учащихся 2014-2015
- Статья нашего педагога «Робототехника в инженерных классах» в электронной газете «Интерактивное образование»
- Приказы об открытии спецклассов и закреплении ответственных