2021 -2022 учебный год
МАОУ «Лицей №159» принимает участие в региональном проекте «Сеть специализированных классов» с 2010 года. Именно в это время появился первый специализированный класс для одаренных детей в области математики. Он был создан с целью обеспечения условий для выявления и поддержки одаренных детей. В 2013 году был впервые открыт специализированный класс инженерно-технологического направления.
В 2021-2022 учебном году в МАОУ «Лицей №159» действовали 5 специализированных классов:
- 7И, 8А, 9Г, 10Б, 11А — специализированные классы инженерно-технологического направления.
В лицее создана и совершенствуется современная образовательная среда, способствующая развитию инженерного мышления, стимулирующая школьников к научно-техническому творчеству, мотивирующая выпускников к выбору инженерно-технических профессий. В специализированных классах осуществляется реализация подходов к развитию инженерного образования в соответствии с компетенциями WorldSkills юниоры и концепциями НТИ, направленных на обеспечение инновационной российской экономики будущего инженерными кадрами.
В работе со специализированными классами реализованы следующие методологические подходы:
- в систему внеурочной деятельности включены курсы в соответствии с компетенциями WorldSkills юниоры;
- в рамках проекта организовано взаимодействие со СГУПС, кафедрой электронных приборов НГТУ, учебным центром «Детская железная дорога»;
- разработана Матрица НТИ для лицея, которая нацелена на развитие метапредметных компетенций учащихся, — она апробируется в классах инженерного направления;
- разработан модульный подход к преподаванию курса «Технология»;
- усилена роль проектно-исследовательской деятельности за счет внедрения модуля «Проектная деятельность» в преподавании предмета «Технология», а также во внеурочной деятельности учащихся;
- обеспечена интеграция в систему общего образования лицея системы дополнительного инженерного образования.
Педагогами лицея успешно апробированы и ведутся спецкурсы:«Робототехника», «Основы 3D-моделирования», «Основы Flash-анимации», «Математическая логика», «Основы ЛОГО-программирования», «Прототипирование», «Конструирование Cuboro», «Электроника», «Фрезерные и токарные работы на станках с ЧПУ». В с 2019 учебном году введены спецкурсы для обучающихся 6 классов «Инженерная графика», для 7–8 классов «Технопредпринимательство», курс лекций НГУ «Основы ядерной физики», в 2020-2021 учебном году введен курс «Web-дизайн»» для формирования профессионального самоопределения и подготовки обучающихся лицея к участию в WordSkills Russia, «Технология беспроводной связи» — курс направленный на подготовку к участию обучающихся в олимпиаде КД НТИ, введен курс для 6 – 8 классов «Решение прикладных технических задач по физике», направленный на пропедевтику технологического образования.
Результаты работы за 2021 — 2022 год
На протяжении 2010-2021 гг. обучающиеся специализированных классов демонстрировали высокий уровень мотивации, значительные достижения в учебной и внеурочной деятельности, активно занимались исследовательской, проектной деятельностью. За данный период педагогами лицея накоплен опыт, позволяющий на качественно новом уровне реализовывать самые современные подходы к развитию общей и инженерной одаренности.
Опыт работы МБОУ «Лицей №159» с одаренными детьми обобщен в публикациях, неоднократно транслировался на окружных, муниципальных, региональных, всероссийских, международных семинарах, конференциях, форумах.
МБОУ «Лицей № 159» является городской опорной площадкой по внедрению инновационной модели по реализации Концепции развития математического образования (Приказ ГУО мэрии № 581-од от 31.05.2016), городской инновационной площадкой в рамках проекта «Технологическое образование школьников через новый формат уроков технологии». Директор МБОУ «Лицей №159» — Татьяна Вячеславовна Горбачева является членом городского экспертного совета по развитию инновационной деятельности. Педагоги лицея являются руководителями предметных методических объединений Центрального округа города Новосибирска, в ходят в Муниципальное методическое объединение по цифровизации образования, курируя данное направление в образовательных организациях Центрального округа. Данные обстоятельства способствуют интенсификации работы всего педагогического коллектива лицея по освоению и внедрению инновационных технологий с целью выявления и развития одаренности обучающихся.
Результаты ГИА обучающихся выпускников 9, 11-х специализированных классов
Высокий уровень обученности чаще всего определяется показателями качественной успеваемости. Средний показатель качественной успеваемости специализированных классов в лицее стабильно превышает 70%. Показатели качественной успеваемости специализированных 7И, 8А, 9Г, 10Б, 11А классов превышают 85%.
Также показателем высокого уровня обученности является результат сдачи ЕГЭ и ОГЭ.
Анализ итоговой аттестации по математике и физике в специализированных классах 2014-2021 гг. показал стабильно высокий результат:
Предмет | Год | Количество | Средний балл |
Математика | 2014 | 21 | 64 |
2015 | 26 | 66 | |
2016 | 21 | 68 | |
2017 | 24 | 74 | |
2018 | 24 | 74,5 | |
2019 | 22 | 74 | |
2020 | 26 | 74 | |
2021 | 40 | 75 |
В 2016 году 2 обучающихся лицея набрали 100 баллов на ЕГЭ по математике, в 2017 году 42% обучающихся получили 80 баллов и выше, один из них – 99 баллов, один – 100 баллов по русскому языку, в 2018 году два обучающихся получили соответственно 90 и 98 баллов, в 2019 году три обучающихся – 96, 96, 98 баллов соответственно, в 2020 году двое обучающихся получили по 90 баллов, в 2021 году 42,5% учащихся набрали 80 баллов и выше, 5 учащихся набрали 90 баллов и выше.
В 2021 году по результатам ЕГЭ по математике (профильный уровень) и физике среди статусных учреждений Центрального округа обучающиеся специализированных классов заняли I место.
Предмет | Год | Количество | Средний балл |
Физика | 2014 | 15 | 59,5 |
2015 | 20 | 64,4 | |
2016 | 16 | 62,3 | |
2017 | 18 | 74,4 | |
2018 | 23 | 69,3 | |
2019 | 13 | 82 | |
2020 | 15 | 66 | |
2021 | 25 | 76,7 |
В 2021 году 9 учащихся получили более 90 баллов. 2 учащихся получили по 99 баллов.
По результатам мониторинга специализированных классов общеобразовательных организаций Новосибирской области в 2019 были установлены границы «высоких» результатов ОГЭ и ЕГЭ и «низких результатов» на региональном уровне, анализ показывает, что результаты выпускников специализированных классов в основном попадает в кластер либо выше «высоких результатов», либо близко к нему, по НСО.
Предмет | Разброс тестовых баллов свидетельствующих о «низком результате» (по региону) | Результаты ЕГЭ, обучающихся специализированного класса МАОУ «Лицей №159» | Минимальный тестовый балл «высокого результата» (по региону) |
Русский язык | 36 — 38 | 83,4 | 73 |
Математика (профиль) | 27-33 | 75 | 68 |
Информатика | 40 — 44 | 88 | 84 |
Физика | 36 – 39 | 76,7 | 62 |
В 2021 годe активность выбора предмета математики на профильном уровне среди выпускников спецклассов составила 93%, при этом 82,5%
выпускников сдали математику профильного уровня с высоким результатом.
Предмет | Разброс тестовых баллов свидетельствующих о «низком результате» (по региону) | Результаты ОГЭ, обучающихся специализированного класса МАОУ «Лицей №159» | Минимальный тестовый балл «высокого результата» (по региону) |
Русский язык | 15 — 19 | 35 | 37 |
Математика | 8 – 11 | 26,4 | 28 |
Характеристика результатов ЕГЭ инженерно – технологического класса
Предмет | Активность выбора | Коэффициент вариации (однородности) | Доля выпускников, сдавший предмет на ТБ2 и более баллов | Доля выпускников, набравших по трем предметам не менее 210 баллов |
Профильная математика (2020) | 100% | 0,17 | 84,61% | 48% |
Информатика (2020) | 26,9% | 0,11 | 11,5% | |
Физика (2020) | 57,6% | 0,19 | 34,5% | |
Профильная математика (2021) | 93% | 0,12 | 82,5% | 77% |
Информатика (2021) | 19% | 0,1 | 88% | |
Физика (2021) | 58% | 0,18 | 72% |
Таким образом, результаты ЕГЭ по математике значительно превышают средний балл, как по РФ, так и по НСО.
По результатам вступительных экзаменов 95 % выпускников специализированного инженерного класса 2020 и 100% выпускников 2021 года поступили в ВУЗ. Среди ВУЗов, в которые поступили выпускники специализированного инженерного класса МВТУ им. Баумана, МГУ, ТПУ, ТУСУР, НГТУ, НГУ, ФГУ нефти и газа, СГУПС. В 2021 году шесть выпускников лицея получили сертификаты Российского Университета Дружбы Народов, дающие право поступления в университет на бюджетной основе по результатам олимпиад.
Результаты ОГЭ–2021 в классах инженерно-технологического направления также отражают высокий уровень обученности обучающихся:
Предмет | Год | Средний балл | Качество |
математика | 2016 | 25,8 | 100% |
физика | 2016 | 29,3 | 100% |
математика | 2017 | 26,2 | 100% |
физика | 2017 | 27,8 | 96% |
математика | 2018 | 27 | 100% |
физика | 2018 | 26,9 | 96% |
математика | 2019 | 29,1 | 100% |
физика | 2019 | 26, 4 | 96% |
математика | 2021 | 26, 4 | 100% |
Важным фактором оценки деятельности специализированных классов являются результаты независимой экспертизы оценки функциональной грамотности по модели PISA.
В октябре 2020 года обучающиеся лицея достигшие 15 лет участвовали в оценки образовательных достижений PISA, 48% принявших участие обучающиеся специализированного класса. В результате исследования были оценены знания и навыки в области чтения, математики, естественно-научных дисциплин. Кроме того, проанализировано отношение к учебе, способность воспроизвести полученные знания, творчески применять их в новых контекстах.
Результаты исследования представленные в таблице показывают высокие результаты сформированности читательской, математической, естественно-научной грамотности, актуальность для учащихся получаемых знаний.
Сравнительная таблица статистически значимых результатов при 95%-м доверительном интервале
Обучающиеся специализированных классов результативно участвуют в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях по разнообразным направлениям. Тем не менее, особенно успешно они представляют свои достижения в рамках мероприятий, соответствующих инженерно-технологическому направлению. Обучающиеся лицея традиционно успешны в городских молодёжных соревнованиях по робототехнике, в РобоФест, WordSkills, олимпиаде КД НТИ.
Кроме того, ежегодно обучающиеся лицея принимают участие в мероприятиях инженерно-технологического направления, в том числе:
- во Всероссийском конкурсе проектов технического творчества среди школьников «Rukami»;
- в городских профильных сменах (математические смены, смены по 3d моделированию), организованных Региональным центром выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Альтаир»;
- во всероссийских профильных сменах (смены по подготовке к предметным олимпиадам), организованных Всероссийским образовательным центром «Сириус», «Океан»;
- во Всероссийскомчемпионате по интеллектуальным играм «Матрица»;
- в интеллектуальных соревнованиях «Турнир юных физиков» — состязании обучающихся учреждений, требующем от участников умения решать физические задачи и защищать своё решение;
- в соревнованиях «Профстар Юниоры»;
- в Открытых региональных соревнованиях школьников по электронике SumOm;
- в открытой городской олимпиаде по черчению.
Информация о количестве участников, победителей и призеров конкурсных мероприятий
Название конкурса, мероприятия | Количество участников | Количество призеров/победителей/лауреатов |
Международная олимпиада Уральского федерального университета первого Президента России Б.Н. Ельцина для учащихся 8-11 классов | 5 | |
Турнир городов – международная математическая олимпиада | 1 | 1 |
XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» | 8 | 8 |
Международный турнир юных физиков | 1 | 1 |
Всемирная олимпиада роботов | 2 | |
Объединённая международная олимпиада «Формула Единства» / «Третье тысячелетие» | 31 | 3 финалиста, 1 победитель |
Иранская олимпиада по геометрии | 1 | 1 |
XIV олимпиада имени Леонарда Эйлера | 1 | 1 |
Инженерные кадры России «ИКаР» | 4 | 4 |
Олимпиада им. Дж. К. Максвелла | 1 | 1 |
Самарская математическая олимпиада САММАТ | 28 | 2 |
XXIV Кубок памяти А.Н. Колмогорова | 2 | 2 |
Skolkovo Junior Challenge | 12 | |
Школьный технический форум – 2021 RoboCup | 2 | |
Уральский турнир юных математиков | 1 | 1 |
Всероссийский чемпионат Cuboro | 5 | 5 |
Всероссийский XLIV Турнир имени М.В. Ломоносова | 1 | 1 |
Конкурс научно-исследовательских работ «Шаг в науку» | 5 | 2 |
Всероссийский конкурс научно-технических проектов «Большие вызовы» | 3 | |
Всероссийский турнир юных физиков | 1 | 1 |
Всесибирская олимпиада школьников, математика | 98 | 4 призера 1 этапа 1 призер заключительного этапа |
Всесибирская олимпиада школьников, физика | 56 | 6 призеров 1 этапа |
Балтийский научно-инженерный конкурс | 5 | |
Межрегиональный чемпионат по конструированию Cuboro «Решение и стратегии» | 3 | 3 |
Открытый Новосибирский технологический фестиваль «Спорт. Творчество. Интеллект» направление Лабиринт-доставка грузов | 2 | |
Олимпиады для школьников Университета ИТМО (физика) | 1 | 1 |
Олимпиада ГАЗПРОМ (ЛЭТИ) | 11 | 2 |
Конкурс проектов и исследовательских работ «Высший пилотаж» | 22 | 3 |
Олимпиада «ГРАНИТ НАУКИ» (математика) | 3 | 1 |
Олимпиада «Покори Воробьёвы Горы» | 2 | |
НТО | 68/21 | |
Турнир по экспериментальной математике САФУ | 7 | 3 |
Олимпиада СПБГУ | 10 | |
Олимпиада ФИЗТЕХ | 21 | 7 призеров 1 этапа 1 победитель финала |
Открытая межвузовская олимпиада школьников СФО «Будущее Сибири» (физика) | 6 | |
Региональный чемпионат Cuboro | 11 | 11 |
Региональный турнир юных инженеров-исследователей | 3 | |
Региональные математические бои «Совенок» | 4 | 4 |
Сибирская межрегиональная олимпиада по черчению и компьютерной графике | 6 | 1 |
Открытые городские соревнования по робототехнике «Планета роботов» | 4 | 2 |
XIV Новосибирская региональная открытая устная олимпиада по математике | 4 | 2 |
WorldSkills юниоры | 9 | 4 |
XVIII лично-командное первенство Новосибирской области по математике среди 9–11 классов | 6 | 6 |
Открытая городская олимпиада по черчению и 3D моделированию | 4 | 2 |
Научно-практическая конференция учащихся НОУ «Сибирь» | 4 | 2 |
Открытая выставка-конкурс архитектурно-дизайнерского творчества | 1 | 1 |
VII научно-практическая конференция: «Форсайт образования: территория технологических инициатив», МАОУ «Лицей №176» | 2 | 2 |
Городской конкурс проектов 5-8 классов | 12 | 12/2 |
Городская интеллектуальная игра МИФ для учащихся специализированных классов | 5 | 5 |
«Всероссийская олимпиада по 3D моделированию» | 2 | 2 |
Областная олимпиада по программированию «Forces Code» | 2 | 1 |
Городские математические игры «Математическое домино» | 3 |
Обучающиеся лицея систематически принимают участие в олимпиадах и конкурсах профильного направления, показывая высокие результаты:
- Коптилин Ратибор, 8 класс – призер заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по математике за 9 класс, победитель регионального этапа ВсОШ по математике, информатике, физике за 9 класс, Гран-При XIV олимпиады имени Леонарда Эйлера как единственный участник, решивший все задачи.
- Волков Кирилл, 11 класс – победитель регионального этапа по физике, призер по математике и экономике, победитель Всесибирской олимпиады по математике, победитель олимпиады по математике Формула Единства.
- Репняков Александр, 11 класс – призер заключительного этапа всероссийской олимпиады по английскому языку.
- Павлова Полина, 9 класс и Завирюха Никита, 10 класс – обладатели Кубка Губернатора Новосибирской области в олимпиаде по 3d моделированию в формате наставничества.
- Кузиков Федор — абсолютный победитель Всероссийского цифрового конкурса компетенций «Талант 20.35» Кружкового движения НТИ.
в 2017 — 2018 и 2018 — 2019 учебные года.
2016 -2017
Мероприятия по профориентации в специализированных классах
Деятельность учащихся специализированных класс
учебный год
Пояснительная записка к учебному плану 10-11 классов МБОУ «Лицей №159» на 2016/2017 учебный год
Учебный план 8 класса «А» специализированного инженерного класса на 2016/2017 учебный год
Учебный план 10б (11б) специализированного инженерного класса МБОУ «Лицей №159» на 2016-2018 уч. год
Образовательная программа специализированного инженерного класса МБОУ «Лицей №159
Рабочая программа по предмету «Математика» для 5-9 классов ФК ГОС
Рабочая программа по предмету «Математика» для 10-11 классов ФК ГОС
Рабочая программа по предмету «ФИЗИКА» для 10 — 11 классов (ФК ГОС)
Рабочая программа спецкурса по физике 9 класса «Методы и приемы решения задач по физике»
Рабочая программа спецкурса «3D-моделирование в графическом пакете Sketchup»
Рабочая программа спецкурса «Математическая логика»
Рабочая программа спецкурса «Робототехника»
Рабочая программа спецкурса по математике «От простого к сложному»
Мероприятия по профориентации в специализированных классах
Деятельность учащихся специализированных классов
2015 -2016 учебный год
Достижения учащихся специализированных классов в 2015-2016 учебном годы
- Положение о порядке конкурсного отбора обучающихся в специализированные классы общеобразовательных учреждений Новосибирской области по физике, химии и математике
- Портфолио индивидуальных образовательных достижений
- Конкурсный отбор общеобразовательных учреждений
- Приказ «Об итогах конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, готовых внедрять проекты создания специализированных классов для обучения одаренных детей математического и естественнонаучного направлений в НСО»
- Положение о ЛЭиР
- Положение о специализированном классе
- Мониторинг
- График повышения квалификации
- Карта ответственности по специализированным классам
- Программа психологического сопровождения (10-11)
- Психологическое сопровождение (5-9)
- Годовой план мероприятий на 2014-2015 уч. год
- Наши достижения 2010-2011 год
- Наши достижения 2011-2012 год
- Наши достижения 2012-2013
- Достижения учащихся 2013-2014
- Достижения учащихся 2014-2015
- Статья нашего педагога «Робототехника в инженерных классах» в электронной газете «Интерактивное образование»
- Приказы об открытии спецклассов и закреплении ответственных