0
м е с т

Результаты самообследования

Школе 45 лет

Средней общеобразовательной школе № 159 – 45!

[singlepic id=62 w=320 h=240 float=]

Горбачева Татьяна Вячеславовна,
директор МОУ СОШ № 159,
руководитель высшей квалификационной категории

В нашем городе много школ: больших и маленьких, известных и не очень. Но каждая школа имеет свое лицо, свой стиль работы, своих замечательных выпускников. Многие новосибирцы знают школу № 159, расположенную в центре Заельцовского района, рядом с площадью Калинина. В истории нашей школы был длительный период, когда ее коллектив, достижения наших педагогов и учеников были  хорошо известны далеко за пределами города Новосибирска и Новосибирской области. Школа была инициатором активного введения принципов научной организации труда (НОТ). Борис Александрович Русаков, Галина Ивановна Каменева, руководители нашей школы, благодаря которым научная организация труда стала не только определяющим стилем работы педагогов школы, но и достоянием широкой педагогической общественности. У школы № 159 богатая история. Вот основные ее вехи:

1962 год 3 сентября – открытие школы. Первый директор – Черемисина Нина Прохоровна.

1965 год — введены основы научной организации труда (НОТ) школьников и учителей.

Опыт этой работы представлен в 1970 году на ВДНХ в Москве, обобщен в книгах директора школы Бориса Александровича Русакова: «Как научить учиться», «Как воспитать самого себя», «НОТ школьника».

1973 год — педагогический коллектив возглавила Каменева Галина Ивановна.

  • в 1974 году заключен договор со Ставропольской лабораторией НОТ. Школа стала экспериментальной;
  • в1987 году открыт компьютерный класс,
  • в 1988 году создан педагогический класс,
  • в 1989 году открыта воскресная школа развития детей 4-6 лет.                                    Галина Ивановна являлась членом Совета НОТ при Министерстве просвещения СССР.

1992 год – работает клуб десантников. Директор школы — Бондаренко Сергей Дмитриевич.

1997 год — возрождается система работы по научной организации труда. Сформированы классы с углубленным изучением английского языка. Во главе школы – Ударцев Игорь Николаевич.

Сегодня педагогический коллектив школы — это 51 педагог: 82% педагогического состава имеют высшую и первую квалификационные категории, 6 педагогов являются Отличниками просвещения и Почетными работниками общего образования, 6 педагогов награждены Почетными грамотами Министерства образования РФ, 4 педагога являются победителями конкурса «Лучший педагогический работник» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Руководит школой Горбачева Татьяна Вячеславовна.

Педагогический коллектив работает над методической темой: «Личностное развитие учащихся в условиях непрерывного образовательного процесса». Работу педагогического коллектива отличает гуманистическая направленность, активное внедрение традиционных и инновационных технологий в образовательный процесс, совершенствование системы педагогического мониторинга. Вся система образования и воспитания в школе направлена на создание благоприятных условий для формирования и развития целостной личности, атмосферы содружества и сотворчества, повышение эффективности общения учителя и ученика с целью развития общей культуры личности школьника и оптимизации учебно-воспитательного процесса в целом.

Благодаря слаженной целенаправленной работе педагогического коллектива наши ученики достойно представляют школу на предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах по различным предметам.

Наши педагоги – активные участники конкурсов профессионального мастерства «Образование – будущее города», «Учитель года», «Учитель – учителю», «Лучший педагогический работник» и многих других. Наши педагоги активно сотрудничают с НГПУ, НИПКиПРО, Ассоциацией учителей французского языка, Альянс-Франсез, Тулонским университетом (Франция), многими другими заинтересованными организациями. Ежегодно в нашей школе осуществляют свои первые педагогические шаги будущие учителя, ныне студенты НГПУ, педагогических колледжей №2, №3.

В школе работают руководители методических объединений учителей Заельцовского района – Донцова Мария Сергеевна, учитель высшей квалификационной категории, победитель конкурса «Лучший педагогический работник», в течение 9 лет возглавляет методическое объединение учителей русского языка и литературы, Денк Ирма Эвальдовна, учитель высшей квалификационной категории, руководитель педагогической практики студентов физического факультета НГПУ, – руководитель методического объединения учителей физики в течение 6 лет, Мановская Нина Михайловна, Почетный работник общего образования, в течение 20 лет руководит методическим объединением учителей иностранного языка. В 2008 году методическое объединение учителей математики Заельцовского района возглавила Останина Тамара Дмитриевна, Отличник народного просвещения, обладатель премии губернатора Новосибирской области. Эти педагоги не только активно и систематически делятся своими педагогическими находками с коллегами, стремятся к постоянному профессиональному росту, но и ежедневно своим трудом добиваются замечательных результатов в профессиональной деятельности:

Аракчеев Алексей (2004 год), Семенова Диана (2005 год)  по итогам районных, городских и областных олимпиад по физике были приглашены для продолжения обучения в СУНЦ при НГУ. Аракчеев Алексей принят на физический факультет НГУ без экзаменов (по результатам олимпиад). Учитель – Денк Ирма Эвальдовна.

Спицын Роман, учащийся 9Б класса стал победителем районной научно-практической конференции по математике и вошел в «пятерку» лучших по итогам городской научно-практической конференции школьников. Учитель – Останина Тамара Дмитриевна.

Шабалин Илья, выпускник 2006 года, окончивший нашу школу с Золотой медалью, стал победителем конкурса английского  языка и обладателем права годичного бесплатного обучения в США. По возвращении Илья стал победителем районной, городской, областной олимпиады по английскому языку, участником Всероссийской олимпиады. Учитель – Мановская Нина Михайловна.

Мейзер Дарья, выпускница 2004 года, являлась неоднократным победителем и призером олимпиад по русскому языку и литературе. Поступила на филологический факультет НГУ, где успешно обучается. Учитель — Донцова Мария Сергеевна.

Наши педагоги являются активными организаторами тематических семинаров для педагогов Заельцовского района. За последние три года организовано и проведено более 20 семинаров по актуальным и перспективным темам развития образования. Постоянно поддерживается связь и научное кураторство со стороны ученых и ведущих специалистов города и области: Величко А.Н., к.п.н., доц. кафедры частных дидактик, психологии, педагогики НГПУ, Ильиной И.Ю., к.п.н., доц. кафедры педагогики НГПУ, Беленок И.Л., к.п.н., доц. кафедры педагогики НГПУ, Рощиной О.С., доц. кафедры литературы НГПУ, Кузнецовой И.В., кандидата наук, доцента, ст. преподавателя кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО, Кириллиной Л.И., ст. преподавателя кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО, Ларионовой Н.К., ст. преподавателя кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО, Юдиной Е.А., ст. методиста кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО.

Ряд педагогов нашей школы – постоянные члены комиссий по проверке работ учащихся, претендующих на награждение Золотой и Серебряной медалями «За особые успехи в учении». Останина Тамара Дмитриевна, учитель математики высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения, — в течение нескольких лет работает в составе Областной комиссии по проверке ЕГЭ по математике, является председателем экспертной комиссии учителей математики по малому ЕГЭ (9 класс). Донцова Мария Сергеевна — в течение 5 лет работает в составе Областной медальной комиссии, 3 года — в составе Областной комиссии по проверке ЕГЭ по русскому языку. Пухова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, обладатель премии Губернатора Новосибирской области «Лучший педагогический работник», руководитель методического объединения педагогов школы, Кашавкина Нина Николаевна, учитель математики высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения, — члены районной медальной комиссии по проверке экзаменационных работ учащихся, претендующих на награждение Серебряной медалью «За особые успехи в учении».

Такое признание свидетельствует о высоком профессионализме наших учителей, постоянном стремлении к совершенствованию педагогического и методического мастерства, кропотливой и системной работе.

Педагогический коллектив не останавливается на достигнутом, движется вперед, осваивая новые современные педагогические технологии. Это освоение  происходит на всех ступенях обучения и дает свои позитивные результаты.

В школе первой ступени обучение организовано по трем федеральным программам:«Школа России», программе развивающего обучения Л.В.Занкова, программе «Школа 2100». С 2008/2009 учебного года два первых класса будут работать по стандартам уже второго поколения.

В методическом объединении учителей начальных классов работают 12 человек. Возглавляет методическое объединение творческий, инициативный учитель высшей квалификационной категории Зорина Жанна Григорьевна, победитель конкурса лучших педагогов общеобразовательных учреждений в рамках реализации ПНПО. Благодаря эффективной работе педагогов наши ученики являются победителями и призерами районных и городских научно-практических конференций, олимпиад. В 2007 году учащийся 3А класса Кузьмин Евгений (учитель Семенова Елена Григорьевна) стал автором лучшей исследовательской работы III городской НПК младших школьников «Мое первое исследование», а в 2008 году Евгений стал победителем городского фестиваля «Мое первое исследование» в секции «Окружающий мир». Ребята активно участвуют в интеллектуальных состязаниях: городском экологическом турнире младших школьников «Юниорчики» (в 2004 году – II место, в 2007 году – I место), интеллектуальном турнире «Лукоморье», различных творческих конкурсах. Педагоги активно сотрудничают с воспитательными и оздоровительными учреждениями района и города: клубом «Луч», Центром детского творчества детей и юношества Заельцовского района, бассейном СГУПСа и т.д. Наши младшие школьники активно заняты не только в течение учебного года, но и в летний период: замечательно работает лагерь с дневным пребыванием «Колокольчик», где ребята активно проводят свое свободное время, укрепляют здоровье при содействии специалистов детской поликлиники №1, посещают городские и районные мероприятия, посещают бассейн. Коллектив лагеря с дневным пребыванием был признан лучшим по итогам лета 2006 года.

В школе II ступени сформированы классы с углубленным изучением английского языка. Учащиеся этих классов – активные участники городских, областных, региональных конкурсов, предметных олимпиад. Учителя английского языка под руководством Мановской Н.М. активно осваивают современные педагогические технологии: коммуникативно-информационные технологии, технологию развивающего обучения, исследовательско-проектную деятельность.
В школе II-III ступеней происходит обучение второму иностранному языку – немецкому (учитель Чащина Алла Геннадьевна) и французскому (учитель Сарбулатова Алла Константиновна). Особенно отрадно то, что благодаря творческому энтузиазму и инициативе педагогов используются разнообразные формы урочной и внеурочной работы, проводятся встречи с гостями из разных стран, ребята активно и успешно принимают участие в региональных и международных конкурсах. И как один из результатов – абсолютная победа ученицы 9Б класса Михеевой Евгении в международном конкурсе «Молодежь и море», проводимом академией Пьера Рикара под эгидой ЮНЕСКО.

В предпрофильных классах ведутся элективы, факультативы и спецкурсы для определения выбора дальнейшей профильности обучения. Спектр этих занятий в достаточной степени представлен в образовательных услугах школы.

Особое значение для учащихся школы и их родителей имеет активное сотрудничество школы с Учебным центром Детской железной дороги. В 2005 году были сформированы две группы учащихся 7-х и 10-х классов, которые 1 раз в неделю выезжают на обучение в Учебный центр, изучая основы железнодорожных специальностей. Разработана Программа «Формирование готовности к выбору профессии у учащихся 7-8-х классов» (автор —  Сарбулатова А.К.). В 2007/2008 учебном году сформированы еще 2 группы учащихся 7-х классов для предпрофильного обучения. Ребята обучаются не только в течение учебного года, но и в летний период, проходя практику на Детской железной дороге. А в октябре 2007 года двое учащихся 8Б класса Семенов Арсений и Латкин Виктор стали лауреатами международной детской выставки по железнодорожному моделированию в Москве.

С 2005 года школа является базовой по профильной и предпрофильной подготовке. С 2005/2006 учебного года начал свою работу гуманитарный класс, в 2006/2007 учебном году сформированы физико-математический и социально-гуманитарный классы. В 2007 году открыты физико-математический и педагогический классы. Профильные предметы ведут педагоги высшей квалификационной категории: Останина Тамара Дмитриевна, Денк Ирма Эвальдовна, Мановская Нина Михайловна, Кайгородцева Татьяна Борисовна, Донцова Мария Сергеевна, Кузьмина Елена Геннадьевна. Куратором реализации программы предпрофильного и профильного обучения является заместитель директора по учебно-воспитательной работе Кузьмина Е.Г.

Педагоги школы постоянно работают над совершенствованием своего педагогического мастерства. В школе работают 7 методических объединений: учителей русского языка и литературы, учителей математики, физики и информатики, учителей истории, права и обществознания, учителей естествознания, учителей иностранного языка, учителей технологии, физической культуры и черчения, учителей начальных классов. Координирует работу методических объединений научно-методической совет под руководством заместителя директора по научно-методической работе Комковой Анны Александровны.

Под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе Ивановой Любови Владимировны внедряются программы сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов, что имеет очень важное значение в формировании образовательного пространства. Большое внимание уделяется правильной организации режима учебного процесса. При составлении расписания учитывается работоспособность детей в каждый из дней и трудность предметов. Школа I ступени работает по 5-дневной неделе, II-III ступеней — по шестидневной учебной неделе. В целях обеспечения процесса адаптации детей к требованиям школы  в первых классах применяется «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре-октябре – 3 урока; со второй четверти – 4 урока в режиме пятидневной учебной недели в соответствии с Письмом Минобразования РФ. Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения младших школьников активно применяются разнообразные формы организации учебно-воспитательного процесса — целевые прогулки, экскурсии, физкультурные занятия, развивающие игры, уроки театрализации, уроки-импровизации и т.д.

Педагогический коллектив школы проводит серьезную работу по соблюдению учащимися гигиенического режима и учету суточного бюджета времени школьников разного возраста. Такая организация режима способствует успешному обучению и воспитанию детей, их правильному физическому и умственному развитию.

В школе реализуется комплексно-целевая программа по организации и развитию питания, основной целью которой является  сохранение и укрепление здоровья учащихся и педагогов. Основная задача: создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания, поиск новых форм обслуживания детей, увеличение охвата учащихся горячим питанием. Реализуя программу, проводится комплексная деятельность по обеспечению школьников и работников школы горячим, вкусным и здоровым питанием, методическому и информационному обеспечению деятельности столовой, организации работы по улучшению материально-технической базы, работа по воспитанию культуры питания и пропаганде здорового образа жизни.

Комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в школе и по месту жительства, содействию охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка осуществляет социально-психологическая служба школы.Основной принцип работы службы — индивидуальный подход к ребенку:

  • выявление причин и определение путей преодоления различного рода трудностей (в поведении, общении, усвоении знаний), возникающих у него;
  • выявление интересов, потенциальных способностей с целью дальнейшего их развития;
  • формирование  индивидуальности личности на протяжении всех лет обучения в школе.

Деятельность службы осуществляется на двух уровнях: актуальном и перспективном. Актуальный уровень — решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании детей, нарушениями в их поведении, общении, формировании личности. Перспективный уровень — предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников и становление индивидуальности каждого ребенка.

В классах с углубленным и профильным изучением предметов осуществляется психологическое сопровождение для своевременного выявления проблем и проведения необходимой работы.

Для совершенствования работы по созданию образовательно-оздоровительной системы большое внимание уделяется постоянному повышению профессионального уровня педагогов и педагогической грамотности родителей. Специалистами социально-психологической службы проводятся семинары, педагогические и родительские лектории по изучению возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся, основах конфликтологии, формах и методах устранения школьной дезадаптации, формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. И эта работа, безусловно, приносит свои положительные плоды.

В школе создана система воспитательной работы, разработана программа развития воспитания на период до 2010 года. Реализация этой программы осуществляется по основополагающим направлениям: гражданско-патриотическое, нравственное, экологическое, эстетическое воспитание, формирование здорового образа жизни. Хорошо развито ученическое соуправление через деятельность Школьной Республики под руководством Парламента.

Работают школьные кружки: Клуб интеллектуальных игр (рук. Кайгородцева Татьяна Борисовна, Зорина Жанна Григорьевна, Ключкина Анна Петровна), «Цифровой ветерок» (рук. Омельченко Мария Михайловна), «Золотой наперсток» (рук. Курносова Наталья Пантелеевна), кружок по экологии (рук. Каметова Ирина Борисовна). Гордость школы вызывают школьные сборные команды по волейболу, мини-футболу, легкой атлетике (рук. Одинцев Игорь Геннадьевич).

Традиционно в школе проводятся такие яркие, зрелищные мероприятия как акция «Апельсинчик» (помощь нуждающимся детям), посвящения в первоклассники и пятиклассники, презентации десятиклассников, праздник «Медиана», Форум лучших.

В 2006 году наши старшеклассники несли Вахту Памяти у Монумента Славы. Ребята достойно справились с этой почетной миссией и по итогам года были признаны одним из лучших Постов № 1 города Новосибирска. Наши ребята являются двухкратными победителями конкурса-смотра строя и песни «Аты-баты» Заельцовского района (рук. Акентьев Сергей Васильевич).

Успешная школа – это постоянная работа всего коллектива: педагогов, учащихся, родителей, над оптимизацией образовательного пространства, качественным улучшением материально-технической базы школы, повышением статуса интеллектуального труда.

Подводя итог своим размышлениям, хочу сказать, что за 45-летний период существования школа № 159 всегда была и есть активный проводник инновационных педагогических и методических идей, открыта для обмена педагогическим опытом, преемственна по отношению к тем традициям, которыми так богата наша школа!

Горбачева Т.В.

май 2008г.