С 1 сентября 2023 г. в школах Российской Федерации внедряется единая модель профориентационной деятельности, получившая название «Профориентационный минимум» (Профминимум) с целью выстраивания системы профессиональной ориентации обучающихся, реализуемой образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
Нормативная база и информационные материалы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01. 03. 2020 г.). 2. Федеральный закон от 31. 07. 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ № Пр-328 п.1 от 23. 02. 2018 г., № Пр-2182 от 20. 12. 2020 г.». 3. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена протоколом заседания коллегии Минпросвещения РФ от 24 декабря 2018 г. № ПК-1вн.). 4. Концепция развития системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в системе образования Новосибирской области на 2022–2027 годы (утверждена приказом Министерства образования Новосибирской области от 24. 06. 2022 г. № 1253 «О системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области». 5. Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года (одобрена Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 12 марта 2021 года № 51). 6. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 7. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 8. Распоряжение Правительства РФ от 05 марта 2015 года № 366-р (ред. от 23 ноября 2017 года) «Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий». 9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01. 06. 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования).
Цель: ранняя профориентационная помощь каждому учащемуся 6–11-х классов, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, активизация профессионального самоопределения обучающихся и формирование у них основ карьерной грамотности, обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии с учетом потребностей региональной экономики, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений. Задачи: — Построения системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-развивающего, практико-ориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечения всех участников образовательного процесса; — Систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных моделей профессиональной ориентации обучающихся; — Разработка плана профориентационной работы для групп, обучающихся по возрастам (6-7, 8-9,10-11); — Разработка плана профориентационой работы с обучающимися с ОВЗ по разным нозологиям и возрастам; — Выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой) сторон ГПС у обучающихся, а также уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе; — Формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей; — Информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиям и отраслями экономики России) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб; — Формирование у обучающихся профориентационных компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысление профориентационно значимого опыта, актвиного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки, успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды; — Совершенствование профессиональных компетенций специалистов, ответственных за профориентационную работу в образовательной организации (педагогов-организаторов) по формированию у учащихся осознанности и ГПС через прохождение программ ДПО (повышения квалификации); — Повышение активности и ответственности родителей в целях содействия обучающимся в формировании навыка осознанного выбора.
Готовность к профессиональному самоопределению обучающихся
В Единой модели профориентации готовность обучающихся к профессиональному самоопределению трактуется, как способность человека быть субъектом своих выборов: самостоятельно формировать и корректировать свою образовательно-профессиональную траекторию, учитывая смысловую и инструментальную стороны профессионального самоопределения.В нашей образовательной организации утверждена программа Единой модели профориентации для 6-11 классов, разработаны формы и методы ее реализации.
Конструктор будущего
Контентно-информационный комплекс «Конструктор будущего» — это цифровой инструмент в области профориентации, который обеспечивает наличие у педагога-навигатора персонального рабочего пространства на базе платформы «Билет в будущее» по формированию профориентационных мероприятий в классах. В статье «Готовность к профессиональному самоопределению обучающихся» мы рассказали о педагоге-навигаторе нашей школы.
Контент «Конструктора будущего» содержит материалы:
- Вводного мотивационного урока;
- Тематических профориентационных уроков по возрастным категориям с 6 по 11 классы;
- Мультимедийной экспозиции «Лаборатория будущего» в онлайн-формате;
- Практического занятия с онлайн-профессиональной пробой;
- Рефлексивного урока.
Онлайн-платформа проекта «Билет в будущее»
В работе нашей школы мы используем многофункциональную информационно-сервисную онлайн-платформу, на которой размещаются профориентационные материалы, профориентационная онлайн-диагностика, а также происходит организация внутренних процессов реализации проекта профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее»: регистрация участников, педагогов-навигаторов, региональных операторов и школ, расписание мероприятий, а также реализуется программа повышения квалификации для педагогов.
Проектная деятельность обучающихся
Проектная деятельность, как одна из форм учебной деятельности обучающихся, давно и эффективно используется в реализации образовательных программ в нашем лицее.
В рамках единой модели профориентации обучающиеся выбирают темы проектов. Например, «Мой путь к выбору будущей профессии», «IT-технологии на рынке профессий» и т. д.
Урочная деятельность
Одна из форм профориентационной работы, которую мы используем в этом учебном году — урочная деятельность.
Урочная деятельность включает: профориентационное содержание уроков по общеобразовательным предметам (физика, химия, математика и т. д.), где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. Эти уроки проводятся в рамках учебного плана, а не дополнительно к учебной нагрузке.
Внеурочная деятельность
Во внеурочной деятельности 6–11 классов используются примерные рабочие программы проекта «Билет в будущее» и «Профориентация», которые разработаны Фондом Гуманитарных Проектов и Институтом стратегии развития образования Российской академии образования, а также онлайн-уроки «Шоу профессий».
Взаимодействие с родителями
Родители наших обучающихся являются полноценными участниками образовательных отношений. В этом учебном году родители принимают участие в двух направлениях профориентационной работы:
- Проведение тематических родительских собраний (встреч), на которых мы обсудим наиболее значимые для всех нас вопросы, как помочь нашим детям найти себя во взрослой жизни, как научить исправлять неминуемые ошибки, как использовать опыт тех, кому они доверяют и на кого хотят быть похожими.
- Есть и еще одно направление деятельности — тематические встречи «Путь в профессию», на которых родители поделятся своим опытом.
[/dropshadowbox]
Согласно обеспеченности лицея необходимыми ресурсами, в МАОУ «Лицей №159» обучающиеся 6-9 классов осваивают основной уровень реализации профминимума, содержащий 60 академических часов.
Обучающиеся 10-11 классов осваивают основной и продвинутый уровень реализации профминимума, содержащий 70 академических часов.
Готовность к профессиональному самоопределению обучающихся
В Единой модели профориентации готовность обучающихся к профессиональному самоопределению трактуется, как способность человека быть субъектом своих выборов: самостоятельно формировать и корректировать свою образовательно-профессиональную траекторию, учитывая смысловую и инструментальную стороны профессионального самоопределения.В нашей образовательной организации утверждена программа Единой модели профориентации для 6-11 классов, разработаны формы и методы ее реализации.
Конструктор будущего
Контентно-информационный комплекс «Конструктор будущего» — это цифровой инструмент в области профориентации, который обеспечивает наличие у педагога-навигатора персонального рабочего пространства на базе платформы «Билет в будущее» по формированию профориентационных мероприятий в классах. В статье «Готовность к профессиональному самоопределению обучающихся» мы рассказали о педагоге-навигаторе нашей школы.
Контент «Конструктора будущего» содержит материалы:
- Вводного мотивационного урока;
- Тематических профориентационных уроков по возрастным категориям с 6 по 11 классы;
- Мультимедийной экспозиции «Лаборатория будущего» в онлайн-формате;
- Практического занятия с онлайн-профессиональной пробой;
- Рефлексивного урока.
Онлайн-платформа проекта «Билет в будущее»
В работе нашей школы мы используем многофункциональную информационно-сервисную онлайн-платформу, на которой размещаются профориентационные материалы, профориентационная онлайн-диагностика, а также происходит организация внутренних процессов реализации проекта профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее»: регистрация участников, педагогов-навигаторов, региональных операторов и школ, расписание мероприятий, а также реализуется программа повышения квалификации для педагогов.
Проектная деятельность обучающихся
Проектная деятельность, как одна из форм учебной деятельности обучающихся, давно и эффективно используется в реализации образовательных программ в нашей школе.
В рамках единой модели профориентации обучающиеся выбирают темы проектов. Например, «Мой путь к выбору будущей профессии», «IT-технологии на рынке профессий» и т. д.
Урочная деятельность
Одна из форм профориентационной работы, которую мы используем в этом учебном году — урочная деятельность.
Урочная деятельность включает: профориентационное содержание уроков по общеобразовательным предметам (физика, химия, математика и т. д.), где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. Эти уроки проводятся в рамках учебного плана, а не дополнительно к учебной нагрузке.
Внеурочная деятельность
Во внеурочной деятельности 6–11 классов используются примерные рабочие программы проекта «Билет в будущее» и «Профориентация», которые разработаны Фондом Гуманитарных Проектов и Институтом стратегии развития образования Российской академии образования, а также онлайн-уроки «Шоу профессий».
Взаимодействие с родителями
Родители наших обучающихся являются полноценными участниками образовательных отношений. В этом учебном году родители принимают участие в двух направлениях профориентационной работы:
- Проведение тематических родительских собраний (встреч), на которых мы обсудим наиболее значимые для всех нас вопросы, как помочь нашим детям найти себя во взрослой жизни, как научить исправлять неминуемые ошибки, как использовать опыт тех, кому они доверяют и на кого хотят быть похожими.
- Есть и еще одно направление деятельности — тематические встречи «Путь в профессию», на которых родители поделятся своим опытом.


















