Уважаемые родители! Запись детей в группы предшкольной подготовки на 2018 — 2019 учебный год будет осуществляться 15 сентября с 10.00 до 12.00!

ГЭП по информатизации « Лицей №159
0
м е с т

Результаты самообследования

ГЭП по информатизации

Паспорт программы информатизации

Приказ об организации рабочей группы

ПРИКАЗ №

По школе №159 от 01.09.2009 года

О создании рабочей группы

В соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы на 2009-2010 учебный год, программой информатизации школы, планом работы кафедры начальных классов

ПРИКАЗЫВАЮ:

§1

Создать рабочую группу для реализации проекта информатизации начальной школы.

§2

В состав рабочей группы включить:

Звереву В.В. , учителя начальных классов

Павлову И.Н. , учителя начальных классов

Хлебовскую М.В. , учителя начальных классов

Лунёву М.С. , учителя начальных классов

Бабичеву О.Г. , учителя начальных классов

Банникову Н.А. , учителя начальных классов

Бондарь Н.С. , учителя начальных классов

Омельченко М.М., учителя информатики, педагога-психолога

Кладову И.С., педагога-логопеда

§3

Членам рабочей группы осуществлять работу согласно плану мероприятий по реализации проекта на 2009-2010 учебный год.

§4

Психолого-педагогическое сопровождение возложить на педагога-психолога Омельченко М.М., педагога-логопеда Кладову И.С. Работу осуществлять согласно плану мероприятий по сопровождению проекта информатизации начальной школы.

§5

Координацию реализации проекта возложить на заместителя директора по УВР Зорину Ж.Г.

Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Директор школы № 159 Т.В.Горбачёва

Аналитический отчёт о работе  городской экспериментальной площадки по информатизации образования в 2009 – 2010 учебном году1.     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 159 с углубленным изучением математики, физики»;

2.     Номинация проекта —  «Технология успеха»;

3.     Тема проекта —  «Формирование коммуникативной компетентности учащихся первой ступени с использованием ИКТ»;

4.     Руководители проекта —  Зорина Жанна Григорьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, заместитель директора по ИТ, Омельченко Мария Михайловна, учитель информатики, руководитель  кружка  «Цифровой ветерок»;

5.     Кураторы проекта – Кузьмина Елена Геннадьевна, заместитель директора по УВР, Зорина Жанна Григорьевна, заместитель директора по ИТ;

6. Цель проекта —  развивать  готовность решать учебные задачи в области применения языка на основе сформированности предметных и универсальных способов действий с использованием ИКТ

 

7.     Задачи проекта:

v   формирование информационной компетенции,  умения использовать компьютерные технологии   в урочной и внеурочной деятельности;

v    развитие предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих готовность к решению задач обучения и воспитания;

v    мониторинг (внутренний и внешний) информационной компетентности учащихся;

v    корректировка получения прогнозируемого результата с учётом реальных условий реализации проекта.

8.     Ожидаемый результат:

v    повышение качества современного образования посредством доступа к   информационным ресурсам и образовательным системам через региональные и глобальные сети и организацию системы дистанционного обучения;

v    привлечение учащихся к проектной деятельности и участию в различных конкурсах, в том числе через Интернет;

v    внедрение в учебный процесс современных электронных средств  сопровождения государственного образовательного стандарта начального общего образования и осуществление их интеграции с традиционными средствами обучения;

v    формирование банка самостоятельно созданных, авторских средств обучения, дидактических материалов,  выполненных  при помощи компьютерных технологий.

Это:

  • банк  контрольно-измерительных материалов;
  • мультимедийные презентации педагогов и учащихся к урокам и внеклассным мероприятиям;
  • материалы педагогов по обобщению опыта использования информационно-коммуникационных технологий.

Промежуточными результатами проекта является активное участие в творческих конкурсах, интеллектуальных играх (в том числе дистанционных), конкурсах исследовательских работ и предметных олимпиадах, публикация работ учащихся в СМИ, на сайте образовательного учреждения, персональном сайте учителя, представление результатов деятельности в ходе предметных недель, в рамках проведения «УчСиб».

В результате реализации проекта происходит

v    увеличение активного словарного запаса;

v    формирование ключевых предметных компетенций (информационной, коммуникационной, аналитической);

v    наличие содержательной основы для выполнения проектных работ различной направленности;

v    освоение технических и программных средств, необходимых для создания конкретного продукта (текста, графики, анимации).

 

Ключевым результатом реализации проекта является компетентность в области владения устной и письменной речью, а также средствами ИКТ в различных сферах применения языка.

 

9. Достигнутый результат:

Реализация проекта осуществлялась творческой группой, (приказ № 374/1-од от 21 .09.2009  «О создании рабочей группы»).

В 2009-2010 учебном году проект находился на первом этапе реализации. Главной задачей данного этапа являлось создание условий для  активного внедрения информационных технологий в урочную и внеурочную деятельность на первой ступени обучения.

С целью определения потенциала учащихся первых классов, являющихся базовыми по реализации программы работы Городской экспериментальной площадки, согласно плану мероприятий по сопровождению проекта информатизации проведено обследование детей педагогом-психологом Омельченко М.М., учителем-логопедом Кладовой И.С.

Обследование учащихся 1-х классов педагогом–психологом Омельченко М.М. в октябре 2009 года по методике А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись», проводимое с целью исследования эмоционального самочувствия в школе детей младшего школьного возраста  показало следующие результаты:

Из диаграммы 1 видно, что количество учащихся, испытывающих негативные эмоции во время нахождения в школе, составляет в среднем 15% от количества первоклассников (1 «а» класс – 10% , 1 «Б» — 25%, 1 «В» — 13%, 1 «Г» — 12%)Таким образом, в каждом из первых классов обучаются дети, испытывающие эмоциональное напряжение и трудности в общении.

Повторное обследование проведено в апреле 2010 года. Как видно из диаграммы 2, количество учащихся, испытывающих в школе дискомфорт, уменьшилось, в частности, благодаря четко спланированной работе в рамках проекта.

Результаты обследования учащихся 1-х классов учителем-логопедом Кладовой И.С. представлены в диаграмме 3.

Из диаграммы видно, что соответствие речевого развития возрастной норме наблюдается у 53%  учащихся, 37 % учащихся имеют предпосылки к возникновению сложностей в усвоении программного материала, у 10 %  учащихся наблюдаются нарушения всех сторон речи, они принадлежат к группе риска по развитию стойких нарушений чтения и письма.  На основании представленных данных можно сделать вывод о необходимости и  целесообразности работы по формированию коммуникативных качеств личности, в том числе посредством ИКТ.

При обучении во 2-4 классе актуально включение детей и родителей в активную поисково-творческую деятельность, приближение её к жизни через использование ИКТ. Для реализации данного направления педагогами используются системы дополнительных учебных заданий (в том числе электронных) различной направленности, используются элементы проектной деятельности в качестве альтернативного домашнего задания. Педагоги используют ИКТ для усиления интенсивности урока, повышения мотивации учащихся. Учителя Павлова И.Н., Бондарь Н.С., Зорина Ж.Г., Иванова Л.В. используют мультимедийные приложения к УМК по русскому языку и математике для закрепления изученного материала. Учащиеся, успешно усвоившие тему урока, работают индивидуально, испытывающие трудности в изучении материала, парами либо группами. Кроме того, учителями Максимовой Г.И., Зверевой В.В., Павловой И.Н. используются отрывки мультипликационных и художественных фильмов (с последующим обсуждением) для активизации учащихся на уроках литературы, изобразительного искусства, трудового обучения. Информационные технологии как модуль предмета «Технология» изучаются в 1-3 классах. Дополнительные занятия проходят в 4-а классе (учитель Зорина Ж.Г.). С 01.04 2010 года проводятся занятия с мультимедийной поддержкой в рамках преподавания курса ОРКиСЭ. Кроме того, учащиеся 1-а, 3-а, 3-в классов посещают занятия кружка «Цифровой ветерок» (руководитель Омельченко М.М.).

В 2009 году  при сотрудничестве с АНО «ШколаПлюс» организовано дистанционное обучение учащихся 4 «А» класса  по математике и геометрии.

В течение учебного года учащимися были выполнены все задания, представленные в курсе дистанционного обучения математике и геометрии. По итогам обучения была проведена дистанционная олимпиада, в которой приняли участие 100% слушателей курса.

По результатам олимпиады можно сделать вывод о продуктивности данного вида обучения. В 2010-2011 учебном году целесообразно продолжение данного вида работы для учащихся 5 классов, а также начало обучения для учеников 3-4 классов.

Происходит всё более активное вовлечение родителей в информационное пространство школы. Более 50% родителей учащихся первой ступени получают информацию с сайта образовательного учреждения, запущен проект «Электронный журнал» .

92% педагогов кафедры начальных классов прошли первичную подготовку по использованию ИКТ.  В течение учебного года 27% учителей начальных классов прошли краткосрочное обучение в ГЦИ «Эгида» по темам: «Использование интерактивной доски в проектной деятельности младших школьников», «Использование тестовых технологий в процессе обучения младших школьников»; 18% учителей прошли обучение  по курсу «ИКТ на уроках в начальной школе».

Состояние материально-технической и методической  базы позволяет внедрять различные формы использования ИКТ на уроках.  В 2009-2010 учебном году дополнительно к имеющейся медиатеке приобретено 27 дисков лицензионных обучающих программ издательств «1-С Школа» и «БукаСОФТ», что  способствует более продуктивной организации деятельности учителя и учащихся как на уроке, так и при организации самостоятельной поисковой деятельности.

С 1 сентября 2009 года  функционирует универсальная мультимедийная аудитория, оборудованная SMART-доской. Активное использование методического аппарата SMART позволяет использовать ИКТ на уроках на более продуктивном уровне.

Опрос педагогов показал, что использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на  уроках  позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Активно используются информационно-коммуникативные технологии на уроках русского языка, математики, окружающего мира. При подготовке уроков в первом классе учителя Максимова Г.И., Хлебовская М.В., Лунёва М.С. используют программы издательства «Бука-Софт» по русскому языку, развитию речи и математике. Данное программное обеспечение рассчитано на детей 6-7 лет и соответствует психофизиологическим особенностям учащихся. Учителя вторых классов Павлова И.Н., Зверева В.В. используют программное обеспечение серии 1-С: Обучение не только для иллюстрации объясняемого материала, но и для определения уровня знаний по изучаемой теме. Данные программы позволяют оценить знания ребёнка и предложить задания для коррекции в случае допущения ошибок. Использование ИКТ на уроках в 3-4 классах (учителя Бондарь Н.С., Бабичева О.Г., Иванова Л.В., Зорина Ж.Г.) не ограничивается использованием программ обучающего характера. Учащиеся 9-11 лет с удовольствием готовят дополнительные иллюстративные материалы к урокам, электронные кроссворды, тесты в программе PowerPoint.

Варианты использования ИКТ  в МБОУ СОШ № 159 на уроках в школе первой ступени представлены в диаграмме (данные на основе анализа опроса учителей):

Из диаграммы 6 видно, что наиболее часто информационно-коммуникативные технологии используются при  объяснении нового материала, выполняя функцию иллюстрации. В результате учебная информация воспринимается всеми  учениками класса с увлечением, повышается общий уровень их знаний; за счет установления взаимосвязей между изучаемыми объектами и явлениями развивается мыслительная деятельность обучающихся.

Наиболее удобные для учителей начальных классов, согласно опросу, формы использования ИКТ на уроках представлены в диаграмме :

Данная диаграмма иллюстрирует наиболее типичные формы применения ИКТ на уроках. Из диаграммы видно увеличение объёма использования иллюстративных средств в текущем учебном году по сравнению с предыдущим. Кроме того, увеличивается доля использования средств здоровьесбережения (электронные физминутки для снятия напряжения с различных групп мышц и зрительного анализатора), а также в повседневную практику проведения занятий в начальной школе входит использование технологий компьютерного тестирования.

Применение информационных технологий в   начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность  учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом.

Таким образом, при организации урочной деятельности на основе интегрирования материала разных учебных предметов, средств музыкального, художественного, литературного творчества и ИКТ происходит эмоциональное развитие младших школьников, формирование познавательного интереса, стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время.

При активном использовании ИКТ легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Результатом является  успешное участие в исследовательской деятельности, результаты которой представлены на районном и городском конкурсе исследовательских работ младших школьников.  Все представленные выступления сопровождались демонстрационными материалами (презентации PowerPoint), подготовленными детьми при педагогическом сопровождении учителей-руководителей (Зориной Ж.Г., Ивановой Л.В., Банниковой Н.А.).

В январе 2010 года учащиеся 2-б   и 4-а   классов приняли участие в интернет-олимпиаде «Интернешка» по безопасному использованию сети Internet. Количество детей, принявших участие в интернет-олимпиаде, 13 человек, что составляет 26% от общего количества учащихся 2-б и 4-а классов.

В 2010 году впервые ученики начальной школы принимали участие во всероссийской игре-конкурсе по информатике «Инфознайка – 2010».

В диаграмме 3 представлен количественный состав участников:

В диаграмме 10  представлен качественный состав участников:

Из представленных данных можно сделать вывод о наличии у учащихся начальной школы интереса к изучению информатики. Этому способствуют занятия в  кружке «Цифровой ветерок» (руководитель Омельченко М.М.), пропедевтика основ информатики в курсе начального обучения математике, изучение основ работы на ПК в качестве модуля предмета «Технология».

Для  повышения качества обучения  учителями создаются авторские мультимедийные материалы к урокам. Разработанные с учетом дидактических  принципов  и гигиенических требований электронные учебные пособия положительно воспринимаются  учениками и успешно используются  в образовательном процессе начальной школы.

Кроме того, учащиеся начальных классов под руководством учителей и родителей создают мультимедийные презентации к урокам.   Работа ученицы 4-а класса Карелиной Елизаветы «Презентации-тренажеры к урокам математики»  опубликована на сайте фестиваля педагогических идей «1 сентября. Портфолио».

Через использование ИКТ активизируется и творческая деятельность учащихся. Работа ученика 4-а класса Козлова Алексея (учитель Зорина Ж.Г.)  признана лучшей в номинации «Военное фото» по итогам оценки профессионального жюри  и зрительского голосования на новосибирском информационно-образовательном  сайте (www.nios.ru)  в разделе конкурса «В объективе – Победа».

В школе организована работа пресс-клуба  (руководитель Сарбулатова А.К.). Основной состав учащихся, занимающихся журналистской деятельностью, 13-14 лет. Учащиеся начальных классов привлекаются к подготовке публикаций для газеты «Школярёнок», электронный вариант которой размещается  на сайте образовательного учреждения.

Работа ученицы 7-а  класса Зыковой Ольги  (учитель Сарбулатова А.К.) стала призёром конкурса «Ни дня без строчки» (www.nios.ru) .

Учителя школы приняли участие в конкурсе «Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе»

Таким образом, использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

  • активизации познавательной деятельности;
  • достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
  • повышению активности и инициативности младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности;
  • развитию информационного мышления школьников, формированию

информационно- коммуникационной компетенции;

  • приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

В данный момент в рамках реализации проекта решены следующие  задачи использования ИКТ в начальной школе:

  • активизировался творческий потенциал школьников (учащихся вовлечены в проектную и исследовательскую деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, участие в сетевых образовательных проектах);
  • повышена квалификации и осуществлена первичная методическая поддержка учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
  • организован доступ к средствам информационно-коммуникативных технологий и оказана помощь в их применении обучающимся и сотрудникам школы.

Таким образом, можно сделать вывод о решении задач, поставленных  на данном этапе реализации проекта, достижении промежуточного результата. Работа педагогов в рамках реализации проекта признана удовлетворительной.  В октябре 2010 года планируется представление опыта работы образовательного учреждения для педагогической общественности г. Новосибирска. Творческая группа, реализующая проект, продолжает работу, согласно плану второго этапа в 2010-2011 учебном году.

 

Мероприятие Сроки прове­­дения Задачи Ожидаемый результат Мате­риалы по меро­при­я­тию Ответ­ствен­ный
Анализ предваритель­ного этапа работы по реализации проекта Сентябрь 2009 Знакомство с особенностями проектаАнализ готовности коллектива к реализации проекта Создание рабочей группы для реализации проектаРазработка стратегии и плана реализации 1 этапа проекта Приказ о создании рабочей группы Зорина Ж.Г.Омельченко М.М.
Повышение квалификации педагогических кадров по программам ИКТ — компетентности.   В течение года Формирование ИКТ-компетентности педагогов Повышение квалификации педагогических кадров Курсовая подготовка по ИКТ Зорина Ж.Г.
Мастер-класс «Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе»  Сентябрь 2009 Знакомство с возможностями применения ЦОР на уроках в начальной школе Оптимальное применение ЦОР, интерактивных средств обучения на уроках и во внеурочной деятельности Зорина Ж.Г.
Создание и пополнениемедиатеки.  В течение года Пополнение медиаресурсов:Учебных

Методических

Используемых во в воспитательной деятельности

Учителя начальных классов
Участие в дистанционных конкурсах по информационным технологиях («КИТ – Компьютеры, Информатика, Технология», «Инфо-знайка» и т.д.) В течение года Анализ уровня обученности учащихся в данном направленииФормирование навыков самостоятельной работы, самоконтроля Повышение уровня информационной компетентности учащихся Сертификаты участников Учителя начальных классов, учитель информатики
Выступление на заседании кафедры начальныхклассов «Информационно — методическое обеспечения развития образования» Сентябрь 2009 Знакомство сопытом использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности. Повышение ИКТ- компетентности педагогов Зоина Ж.Г.Омельченко М.М.
Городской семинар « Начальная школа – старт компетентной личности» 9 октября 2009 Презентация системы работы ОУ по формированию ключевых компетенций, в том числе информационно-коммуникативных Обобщение опытаформирования ключевых компетенций, в том числе информационно-коммуникативных   Иванова Л.В.Зорина Ж.Г.

Бабичева О.Г.

Семинар «Использование СИРС в начальном обучении» 12 октября 2009 Презентация СИРС Использование СИРС в урочной и внеурочной деятельности Буров А.Н.Зорина Ж.Г.
Выступление на заседании кафедры начальных классов «Информационно-образовательные ресурсы сети Internet» Ноябрь 2009 Обеспечение педагогов «Каталогом электронных образовательных ресурсов» и практикум по их использованию Более эффективное использование ресурсов сети Интернет для подготовки к урокам и внеурочной деятельности Банникова Н.А.
Выступление на заседании кафедры начальных классов «Организация дистанционного обучения в начальной школе» Ноябрь 2009 Популяризация дистанционного обучения математике и геометрии в начальной школе путем сотрудничества с Новосибирским центром продуктивного обучения (ООО «Школа плюс») Продолжение сотрудничества с ООО «Школа плюс» в 2010-2011 учебном году Материалы ДМШСертификаты о прохождении курса обучения Зорина Ж.Г.
Выступление на заседании кафедры начальных классов «Организация здоровьесберегающей среды на уроке с использованием ИК-технологий» Декабрь 2009 Презентация системы работы по организации здоровьесбережения на уроках с использованием ПК Соблюдение норм и принципов здоровьесбережения при работе учащихся с ПК Павлова И.Н.
Выступление на заседании кафедры начальных классов «Разработка презентационных учебных материалов» Январь 2010 Анализ требований к созданию презентаций PowerPoint Активизация деятельности учителя при подготовке учебно-методических материалов Омельченко М.М.
Выступление на заседании кафедры начальных классов «Использование информационно-коммуникативных технологий при подготовке родительских собраний» Январь 2010 Анализ использования ресурсов Интернет при подготовке родительских собраний Обеспечение педагогов каталогом Интернет-ресурсов для организации работы с родителями   Бондарь Н.С.Зверева В.В.
Выступление на заседании кафедры начальных классов «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессеподготовки к конкурсам исследовательских работ» Февраль 2010 Систематизация знаний об использовании презентационных программ при подготовке учащихся к защите исследовательских работ Подготовка презентаций к очередному конкурсу «Моё первое исследование»   Классные руководители
Мастер-класс «Использование ИКТ при изучении слов с безударными гласными» Февраль 2010 Демонстрация форм работы по изучению безударных гласных с использованием ИКТ и коллективного способа обучения Использование элементов представленного опыта в педагогической деятельности учителей начальных классов Зорина Ж.Г.
Круглый стол «Обучение младших школьников созданию графики и анимации» Март 2010 Демонстрация возможностей использования презентационных программ учащимися Включение младших школьников в творческую деятельность с использованием ИКТ Омельченко М.М.Зорина Ж.Г.
Конкурс рисунков «Я умею работать в Paint» Март 2010 Актуализация творческих способностей учащихся Активизация деятельности школьников в области изучения информатики и ИКТ Омельченко М.М.Зорина Ж.Г.
Мастер-класс «Использование редактора Wordдля обучения оформлению творческих работ» Март 2010 Демонстрация возможностей учащихся при оформлении работ в текстовом редакторе Активизация деятельности школьников в области изучения информатики и ИКТ Бабичева О.Г.Лунёва М.С.
Конкурс исследовательских работ младших школьников Март 2010 Включение учащихся начальной школы в проектную деятельность Актуализация данного вида работы в начальной школе Зорина Ж.Г.Иванова Л.В.

Банникова Н.А.

Мониторинг реализации проекта, анкетирование выпускников, педагогов, родителей Апрель 2010 Анализ работы по реализации проекта, определение перспектив и направлений работы на следующем этапе Продолжение работыпо реализации проекта Зорина Ж.Г.Классные руководители
Мастер-класс «Обучение младших школьников использованию Microsoft Office» Апрель2010 Знакомство с ПО « Самоучитель MicrosoftOfficeдля детей» Использование MicrosoftOfficeпри изучении информатики в начальной школе Зорина Ж.Г.
Круглый стол «Привлечение младших школьников к работе пресс-центра» Май 2010 Знакомство с работой школьного пресс-центра Привлечение учеников 3-4 классов к работе школьного пресс-центра Зорина Ж.Г.Омельченко М.М.

Сарбулатова А.К.